Профориентация

Профориентационная работа  в учреждении дополнительного образования ГУО «Пинский районный центр туризма и краеведения детей и молодёжи»

 

Система профориентации, воспитание и обучение учащихся в учреждениях дополнительного образования, обеспечивается воздействием различных средств и методов, в том числе с использованием спортивно-оздоровительного туризма и туристско-краеведческой деятельности.  

Цель:

Сформировать готовность к самоопределению учащихся при выборе профессии  под воздействием туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

Задачи:

формировать у учащихся навыков и умений самоопределения и самореализации, навыков работы в коллективе;

Развивать творческие способности

Выработывать у школьников навыкі сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда средствами туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

Туристско-краеведческая работа в системе образования является традиционной формой воспитания молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, массовые мероприятия спортивно-оздоровительной направленности способствуют приобщению детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни. В процессе занятий спортивно-оздоровительным туризмом и краеведческих наблюдений обучающиеся быстро приобретаются навыки исследовательской деятельности, происходит активное вовлечение молодежи в духовную атмосферу жизни современного общества.

Современные дети крайне избалованы благами цивилизации. Быт уже не требует от членов семьи тех навыков и умений, которые еще недавно были необходимы и естественны. Зачем  девочке уметь шить и вязать, если магазины и рынки забиты ширпотребом? Зачем мальчику уметь работать инструментами, если есть мастера-профессионалы, которые наладят, и отремонтируют. Все меньше творчества и инициативы, все больше пассивного потребительства. В редкой семье - этом самом "институте воспитания" - родители являются педагогами, которые пусть интуитивно, не по науке, но понимают, что нельзя детей баловать "сладкой жизнью". У Евгения Шварца в пьесе "Снежная королева" атаманша банды лесных разбойников выдает такой перл лесной педагогики "Детей надо баловать, тогда из них вырастут настоящие разбойники!". Метко сказано

Для передачи жизненного опыта, приобретенного старшим поколением, родители чаще всего прибегают к вербальным способам воспитания, т.е. словесному их внедрению в сознание молодого человека. Но трудно входят в душу и в голову ребенка выводы из опыта жизни других людей. В воспитании ребенка первостепенную роль играют не объяснения и поучения, а обстоятельства его жизни. Собственный опыт - вот лучший путь воспитания.

Давно в народе открыта истина "Что имеем, то не ценим, а потерявши..." - сознаем ценность утраченного. Как же создать "ситуацию лишений"? Решение надо искать здесь - во временных, но резких сменах среды обитания - уйти в многодневный туристский поход, тогда сработает принцип контраста: вот - что было, а вот - что есть. И здесь предлагается временно "потерять родителей", их заботу, их придирки, их непонимание интересов уже почти "взрослого", почти "самостоятельного" своего чада, окунуться во взрослую самостоятельную жизнь.  

Одно из важных правил в  походе - все его участники получают определенную должность, профессию (командир, казначей, завхоз, фотограф, летописец, костровой, повар, доктор и др.), за выполнение которой несет определенную ответственность перед коллективом, от каждого из них зависит порядок, дисциплина и безопасность группы. Задача педагога-туриста - помогать ребятам в принятии решений, быть наставником и советчиком, контролером, но не переходить ту грань, которая разрушает самостоятельность  ребят, снижает их ответственность за выполнение порученного дела.

         Командир группы. Это важная и ответственная должность. Командир является первым помощником руководителя группы и его заместителя. Несомненно, что командир группы должен пользоваться авторитетом у своих товарищей, быть инициативным в разумных пределах, честным и принципиальным. Он должен подавать пример во всем.

         До похода командир совместно с руководителем группы распределяет обязанности между членами группы, учитывая их пожелания. В период подготовки к походу и во время его проведения командир группы контролирует выполнение членами группы своих обязанностей, совместно с руководителем, топографом принимает участие в разработке маршрута, в оформлении походной документации, которую потом вместе с руководителем сдает для участия в конкурсе. Командир группы составляет график дежурства в походе.

         Во время похода на командире лежит обязанность по соблюдению режима дня. Он должен проконтролировать, чтобы все участники вовремя подготовились ко сну и не шумели после отбоя; в назначенное руководителем время поднять всех и добиться, чтобы к назначенному сроку все были готовы к выходу на маршрут. Он же следит за дисциплиной, соблюдением правил безопасности участниками на маршруте и на бивачных работах, отдыхе.

          Вечером совместно с руководителем командир подводит итоги дня, по возвращении домой — всего похода. На нем лежит и работа с ответственными по должностям при составлении отчета о походе.

           Педагогу-руководителю важно так построить свои взаимоотношения с командиром группы, чтобы он не был его тенью, транслятором его команд, а работал самостоятельно, вдумчиво. У командира группы еще одна важная задача — поддержание нормального микроклимата в группе.

         Заместитель командира по питанию (завпит). Как правило, дети с большим уважением относятся к «завпиту», ведь от его стараний зависит их благополучие и настроение. На стадии подготовки похода он составляет меню, согласовав перед этим с руководителем группы длительность цикла питания, учитывая продолжительность похода, степень его сложности и т.д. После чего составляет список продуктов, необходимых на весь поход.

После получения сведений о возможности покупки продуктов на маршруте, заведующий питанием решает, какие продукты будут докупаться на месте проведения похода. Остальные продукты он с помощью своих товарищей закупает и расфасовывает. Перед этим он собирает у участников необходимые для фасовки мешочки и другую тару (термоса, бидоны).

         Во время похода «завпит», руководствуясь меню, определяет, кто из участников какие продукты выдает для приготовления пищи. При этом «завпит» скрупулезно вносит поправки в таблицу, отмечая уменьшение веса продуктов у участников. Периодически, советуясь с командиром, он может производить перераспределение переносимых продуктов, разгружая слабых или больных участников. Его задача упрощается, если продукты расфасованы наборами для приготовления.

         При заходе в населенные пункты «завпит» организует закупку продуктов, приобретение овощей и фруктов. Здесь он работает совместно с казначеем. При завершении активной части маршрута он должен организовать приобретение продуктов на обратную дорогу.

         Заместитель командира группы по снаряжению в период подготовки похода составляет список личного, группового и специального снаряжения с учетом особенностей предстоящего похода. Список личного снаряжения должен быть у каждого участника похода.

         Во время похода он следит за сохранностью и правильной эксплуатацией снаряжения. При необходимости, посоветовавшись с командиром и руководителем группы, может произвести перераспределение снаряжения (в случае болезни кого-то из членов группы). Если произошла поломка, то совместно с ремонтным мастером и виновником происшествия производит ремонт снаряжения. После завершения активной части похода, если позволяет погода и время, заместитель командира по снаряжению организует просушку группового снаряжения, так как мокрые палатки при длительном возвращении в поезде могут прийти в негодность. По возвращении домой под руководством заместителя командира по снаряжению дети производят контрольную просушку, чистку, ремонт снаряжения, определяют его на хранение в учреждении или у членов группы.

         При подготовке отчета о походе заместитель командира по снаряжению сдает списки личного, группового и специального снаряжения и рекомендации по его использованию на данном маршруте.

         Топограф в период подготовки похода знакомится по отчетам, краеведческой литературе и топографическим картам с районом похода. Затем с командиром группы приступает к разработке нитки маршрута и графика движения по нему. Разработанные материалы представляются руководителю группы. После одобрения или внесения изменений, рекомендованных руководителем, он знакомит с маршрутом всех участников. Командир и проводник определяют участки, на которых участники похода будут работать как дежурные проводники, проводник организует более детальное изучение этих участков участниками.

         Проводник во время движения дает рекомендации фотографу по съемке необходимых элементов маршрута.

         После завершения похода он представляет в отчете общее описание района похода, откорректированное техническое описание маршрута, дополненные карты с нанесенным маршрутом, рекомендации по прохождению тех или иных участков маршрута.

         Ремонтный мастер. Его главная задача — иметь при себе всегда готовый к использованию ремонтный набор, уметь исправлять все неполадки, какие могут возникнуть в походе.

         Для этого он в период подготовки к походу комплектует ремонтный набор в соответствии с видом и сложностью похода. Вместе с заместителем командира по снаряжению проверяет групповое и специальное снаряжение и при необходимости принимает участие в его ремонте. Перед походом ремнабор надо упаковать в коробку или сделать специальный патронташ, который удобно и легко упаковывать и доставать из рюкзака. В рюкзаке ремнабор должен находиться недалеко, чтобы его можно было быстро достать.

         В походе ремонтный мастер по просьбе участников выдает необходимые инструменты, помогает в ремонте. Обязательно после ремонта собирает инструмент. Вообще в группе должно быть обязательным правило — если что-то взял у товарища, верни эту вещь ему же.

         После похода ремонтный мастер сдает набор на хранение, пишет в отчете рекомендации по его использованию.

         Юный доктор — ответственный за медицинское обеспечение в походе. При подготовке похода он собирает у всех участников медицинские справки о допуске к походу или организует общий визит группы в детскую поликлинику. Затем, получив необходимые консультации у руководителя и детского врача, юный доктор комплектует медицинскую аптечку в зависимости от особенностей похода. После этого все лекарственные препараты, перевязочный материал тщательно упаковываются, лучше — в твердую коробку. Санитар должен иметь и дежурный набор самых необходимых медикаментов для оказания первой помощи во время движения группы. Этот набор он хранит в кармане или верхнем клапане рюкзака, чтобы при необходимости быстро его достать.

         Юный доктор должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. До похода помимо занятий в группе он должен получить консультации у медсестры или детского врача школы, детской поликлиники. В процессе изучения района похода санитар знакомится с ядовитыми и съедобными растениями, ягодами, произрастающими в данном районе.

         В походе следит за состоянием здоровья участников, за соблюдением санитарно-гигиенических норм при приготовлении пищи, состоянием посуды, чистотой питьевой воды. На нем лежит контроль за ежедневным умыванием и мытьем ног участниками. Последнее немаловажно. Вымытые ноги — это, во-первых, эффективное средство для снятия усталости, во-вторых, профилактика натирания стопы во время движения.

Обо всех травмах, заболеваниях, нарушениях санитарно-гигиенических норм доктор докладывает руководителю группы. Все эти случаи и способы лечения он заносит в свой журнал. Лекарства при лечении заболевших членов группы санитар выдает только после консультации с руководителем или его заместителем.

Остатки лекарств он сдает руководителю группы.

         Краевед перед походом подбирает краеведческую литературу по району похода, изучает ее, знакомит с особенностями района всех участников. Если группа имеет какое-либо определенное краеведческое задание, то краевед работает по программе его выполнения. Для этого могут быть определены несколько краеведческих должностей: историк, этнограф, метеоролог, эколог, гидролог и др.

         В период похода краеведы производят наблюдения, исследования, занося данные в тетрадь наблюдений, пополняют свои знания в государственных и школьных музеях на маршруте, в беседах с местными жителями.

После похода отредактированные наблюдения, исследования используются при составлении отчета. Туда же прилагается список литературы, по которому краеведы знакомились с районом похода. Собранные экспонаты, гербарии сдаются в предметные кабинеты и школьный краеведческий музей.

         Фотограф выбирается из числа детей, имеющих фотоаппарат и умеющих фотографировать. В настоящее время большого умения обращаться с фотоаппаратом не надо. Прочно вошедшие в нашу жизнь «мыльницы» позволяют заниматься этим даже ребенку. Но все же для хороших и по качеству, и по композиции снимков для отчета нужен участник хотя бы с минимальным опытом обращения с фотоаппаратом.

До выезда фотограф закупает необходимое количество пленки, упаковывает ее (цветная пленка продается в надежной упаковке). Делает дневник фотосъемки, где записывает сведения об отснятых точках маршрута, событиях.

В походе у фотографа много работы, ведь надо вести съемку и при этом не отставать, а иногда и уходить вперед группы. Точки съемки для технического описания маршрута он согласовывает с проводником. Фотограф занимается и съемкой бытовых сцен группы. Начинающие фотографы делают снимки статические, когда вся группа сидит, принимает пищу или кто-то позирует. Ценность таких снимков невелика. Лучше заняться съемкой рабочих моментов, когда каждый член группы выполняет свои обязанности.

В походе бывают смешные ситуации, кратковременные природные явления и т.д. Фотограф должен быть всегда готов к съемке, иметь фотоаппарат.

По возвращении домой он переносит  фотографии на цифровой носитель или компьютер, которые затем используются для оформления технического описания маршрута и фотогазеты о походе или для иных целей.

         Метеоролог знакомится с климатическими условиями района похода. Затем метеоролог знакомится с признаками изменения погоды в районе похода, старается получить долгосрочный прогноз Гидрометцентра на время похода. Для записей в походе он готовит таблицу метеонаблюдений, куда трижды в день в одно и то же время заносит показания приборов, визуальные наблюдения. На основе этих наблюдений и местных признаков метеоролог может довольно точно предсказать погоду на следующий день. Это очень важно с точки зрения обеспечения безопасности группы в походе. Свои наблюдения он докладывает руководителю группы и командиру перед тем, как они будут уточнять план действий на следующий день.

         В группе существуют и временные должности, которые участники исполняют, например, в течение одного дня. В первую очередь это дежурство по кухне. Основная обязанность дежурных — приготовление пищи, мытье посуды. Могут также назначаться дежурные командиры, проводники (дублеры). Эти назначения делаются с целью разностороннего обучения детей в период похода, расширения сферы их деятельности.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что   участники похода приобщаются к решению практических, жизненно важных для них вопросов, а так же приобретают практические навыки элементов реальных профессий.

Такие же виды, как техника горно-пешеходного туризма и  скалолазание укрепляет практически все группы мышц, прекрасно тренирует координацию, гибкость и выносливость, развивает зрительную память, пространственное мышление и внимание учащихся. Это ведь это не только движение вверх по веревке или скальному рельефу, но и работа в команде — страховка и взаимодействие, дозировка нагрузок, способность вместе принимать верные решения.

Данные виды спортивного туризма  нашли широкое применение в народном хозяйстве.   Ведь ни одно из   строительств не может обойтись без скалолазов. Практические знания, умения,  навыки, которые получают учащиеся на занятиях кружков «Юные скалолазы», «Туристско-прикладные многоборья», могут быть позже использованы во многих профессиях, таких как монтажники-высотники, спасатели-пожарные, альпинисты, учителя физической культуры, тренеры и  многие др. 

Что же касается экскурсионной деятельности, то всем понятно, что экскурсии на предприятия являются эффективной формой организации профориентационной работы, проверенной временем, но вместе с тем не теряющей актуальности и в наше время. Во время экскурсии на различные предприятия есть возможность познакомиться не только с производственным процессом, но и профессиями, которые могут заинтересовать и  станут подходящими для кого-либо из экскурсантов. Юные туристы-краеведы центра посещают такие предприятия как ОАО «Журавины», фабрику «Коммунарка», нефтепровод «Дружба», сельскохозяйственные комплексы по месту жительства, отделения связи, Пинскую региональную типографию, где имеют возможность ознакомиться с различного рода  профессиями и их представителями.

В конце каждого учебного года, как подведение итогов работы,  для юных туристов-краеведов Пинского района проводятся праздники, фестивали  под названием «Зямля бацькоў – жыцця крыніца», «Зямля, дзе пачаўся твой лёс», «Няхай красуе мір у свеце» и пр., где гостями становятся знаменитые люди различных профессий моряки Пинской военной флотилии (П.С. Атанов, А.А.Озеров, В.В.),  поэты, писатели, художники, скульпторы (С.Ф.Жилевич, М.В.Кобец), местные мастера соломо- (Ф.Ф.Северин) и лозоплетения (С.А.Мозоль), народных промыслов ткачество, вышивка  (Олешко Л.Н., Ладыга Е.И., Л.Ф. Кузьменко) и многие-многие другие.   

        А еще, сама профессия специалиста по проведению экскурсий - экскурсовод,  предполагающая собой постоянное общение с людьми, обладающему хорошей дикции и грамотной речью, доброжелательному, эмоционально устойчивому, умеющему  держать в голове различного рода исторические факты, описания событий, анализировать и обобщить свои знания.

         В кружках "Юные экскурсоводы" учащиеся с юных лет учатся проводить экскурсии по своим школьным музеям, населенным пунктам, памятным и историческим местам малой родины, знакомя экскурсантов еще и с местными мастерами народных промыслов, участвуя в работе детских площадок  на пленарных совещаниях педагогических работников района,  представляя свои экскурсионные маршруты на областных и республиканских конкурсах юных экскурсоводов.

         С целью систематизации и популяризации приобретенных умений и навыков, в районе проводится конкурс юных экскурсоводов  «Тропинками родного края», где  обучающиеся проводят интересные, познаватетьные заочные экскурсионные маршруты.

 

 

ВЫВОДЫ

             Для эффективного осуществления профильной подготовки учащихся в сфере будущей трудовой деятельности содержание дополнительного образования должно представлять собой совокупность теоретических занятий и практико-ориентированных мероприятий туристско-спортивной, экспедиционно-краеведческой, эколого-природоохранной деятельности.

            Профильная подготовка молодежи в видах профессиональной деятельности представляет собой процесс комплексного развития личности, формирующий навыки самоподготовки и самоуправления, способствует созданию атмосферы сопричастности и соучастия в решении социально-значимых и жизненно важных проблем.

         На выбор будущей профессии молодежи могут оказывать влияние такие формы туристско-краеведческой и спортивно-туристской работы, как экскурсии, походы по малой родине и за её пределы,  туристские соревнования, встречи с профессионалами своего дела, фестивали  и  другие мероприятия туристско-краеведческого направления.