Музейная экспозиция

Уважаемые посетители сайта!

Мысль о создании данной музейной экспозиции появилась неслучайно. Во-первых, ГУО «Пинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи»  является методическим учреждением по организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы в Пинском районе, во-вторых - куратором деятельности музеев учреждений образования района. Поэтому, музейная экспозиция, рассказывающая об  истории развития туризма и краеведения учащихся в Беларуси, тесно связан с историей возникновения нашего Центра и первопроходцев в данной деятельности. А создав свою экспозицию, появляются практические знания, умения, которые позволяют давать рекомендации педагогам в работе с музеями. Сотрудники Центра, педагоги дополнительного образования вместе с юными туристами-краеведами  много времени посвятили  сбору предметов музейного значения, наработке информации из первых уст.

Что у нас получилось – предлагаем оценить Вам. А пока  предлагаем заочную экскурсию по нашей маленькой экспозиции…

(В стихотворной форме маленькие экскурсоводы приветствуют экскурсантов)

Шчыра, госці, вас вітаем!

Да знаёмства запрашаем!

 

Мы, турысты-краязнаўцы

Вам павінны ў тым прызнацца,

Што найлепшыя мясціны –

Тут, ля Прыпяці і Піны.

Ёсць чым нам тут ганарыцца,

Чым з гасцямі падзяліцца.

 

Ёсць у нас агульны дом.

З любоўю мы яго турбазаю завём.

На турбазе нашай слаўнай

З асалодай бавім час

Мерапрыемствы тут праходзяць

І заўжды чакаюць нас.

 

Туть праходзяць віктарыны,

Вучымся вязаць вузлы,

Алімпіяды, юмарыны,

Фэсты, конкурсы і гульні,

Экспедыцыі, паходы…

Адчыніць з такой нагоды экспазіцыю музея

(у год маленькае радзімы)

Неяк вырашылі мы…

Идея создания музейной экспозиции созрела довольно давно, но решились её воплощать в реальность  лишь в нынешнем  году – в Год малой родины. Туристы-краеведы всего района в ходе экспедиций занимались сбором информации и предметов музейного значения… Ну,  а что у нас получилось – будет возможность оценить.

Реб.Турызм для нас, зазначым, не забава –

Ён дух гартуе,

У адкрыццё вядзе.

Турыстам Пінскага раёну паправу

Прыносіць радасць кожны новы дзень

 

Текст экскурсии

В конце XIX — начале XX века передовые педагоги школ и гимназиий обратили особое внимание на туризм и экскурсии, как важнейший аспект в учебно-воспитательном процессе. В экскурсиях они видели возможность отойти от классического обучения, носившего теоретический характер, значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к практической деятельности в природе.

В 1869 году учителя витебских гимназий вместе с учащимися совершили на лодках водные путешествия по Западной Двине. Это самое первое упоминание об использовании форм туристской работы в воспитании учащихся Беларуси.

На рубеже XIX — XX веков увеличилось количество научных обществ, комиссий, комитетов и кружков краеведческой направленности. В 1902 году основано общество изучения белорусского края в Могилеве. В 1906 году создано Главное общество краеведения в Варшаве, деятельность которого распространялась и на Беларусь. С 1912 года работает Минское общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Членами и активными участниками этих организаций были в большинстве своем педагоги.

Важную роль в развитии краеведения в этот период занимают печатные издания. В начале 20 века деятельность отдельных любителей-краеведов и ученых координировала газета «Наша Нива». В ней печатались просвещенческие, научные, публицистические, методические материалы по краеведению.

После Октябрьской революции 1917 года начинается перестройка всей системы образования, она затрагивает и воспитание подрастающего поколения, что потребовало внесения серьезных изменений в программы школ. Новая школа не могла использовать методики дореволюционных учебных заведений, предпочитавших книжный и словесный методы обучения, в процессе которых учащиеся должны были воспринимать учебный материал, не связанный с их жизненным опытом. В связи с этим в программах школ важное место отводилось практическим занятиям и экскурсиям.

В Беларуси в 1919 году было создано экскурсионное бюро Наркомпроса БССР.

Одна из первых экскурсий (хотя по всем параметрам это был поход) ЦБК провело 9 июля 1924 года и проходила она по маршруту Минск — Ляды — Раваничи — Березино — Погост — Белыничи — Княжага — Могилев. Возглавляли группу секретарь ЦКБ Николай Васильевич Азбукин, а основную часть группы составляли студенты. В ходе экскурсии осматривались памятники, изучался быт крестьян, записывались народные песни. 20 июля преодолев пешком расстояние 210 километров, участники экскурсии пришли в г. Могилев.

В 1924 году проводится первая Всебелорусская краеведческая конференция, а в феврале 1926 — первый Всебелорусский краеведческий съезд. С каждым годом растет число членов краеведческих организаций. В 1926 — 4.314 человек, в 1927 — 9.637; в 1928 — 10.510. 60% краеведов Беларуси составляют педагоги и 27% студенты и учащиеся.

В последние предвоенные годы Наркомпросом принимались меры по расширению туристской и краеведческой работы в школах. Летом 1936 года в г. Минске была открыта сезонная туристско-экскурсионная база. На начало сороковых - запланировано открытие в Минске Центральной республиканской экскурсионно-туристской станции. Однако этим планам не суждено было свершиться — началась война, которая затормозила развитие туризма.

В первые послевоенные годы детский туризм и краеведение развивались очень медленно. Органы образования восстановливали сети школ и их материальной базы. Активную работу по организации воспитания учащихся проводил коммунистический союз молодежи. В 1946 году редакция газеты «Пионерская правда» объявила массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю, в котором приняли участие и школьники Беларуси, но в связи с наличием на территории Беларуси большого количества оставшихся боеприпасов в целях предупреждения возможных несчастных случаев с учениками запрещалась их организация по местам боев и рубежам обороны.

Летом 1948в походах и экскурсиях приняло участие 100.461школьник.

Экспедиции пионеров и школьников, получившие широкое распространение в пятидесятые годы, в значительной степени способствовали активизации туристско-краеведческой работы с целью широкого показа детям достижений социалистической промышленности и посещения города Минска.

В 60-е годы туристско-краеведческая работа с учащимися значительно активизировалась. Министерством образования республики предпринимаются меры по увеличению сети внешкольных учреждений туристско-краеведческого профиля, подписываются нормативные документы, определяющие конкретные меры по расширению использования туризма и краеведения в учебно-воспитательных учреждениях, получает дальнейшее совершенствование система массовых туристских мероприятий с учащимися, развивается сеть школьных музеев и совершенствуется их деятельность.

Большое внимание уделяется подбору и расстановке кадров руководителей внешкольных учреждений. Директорами областных станций юных туристов назначаются опытные педагоги, которые на протяжении не одного десятка лет способствовали развитию туризма, краеведения и экскурсий в системе образования.

23 года директором Брестской областной станции юных туристов работал опытный и инициативный педагог Владимир Антонович Пруделюк, оказавший огромное влияние на развитие турбаз в Брестской области и в том числе в Пинском районе.

Как директор станции юных  туристов особое внимание уделял развитию массового детского туризма. Под его руководством проводились областные экспедиции по разработке туристских маршрутов, что дало возможность проложить маршруты по всей Брестской области для проведения походов, областных слетов и соревнований, место проведения которых ежегодно менялось. В.А.Пруделюк постоянно стремился совершенствовать программу проведения слетов, настойчиво пропагандировал новые виды туристских соревнований. Установил дружеские связи с «Волынской областной станцией юных туристов», что содействовало проведению ряда совместных массовых туристских мероприятий и дружеских встреч.

Владимир Антонович был инициатором проведения областных краеведческих конкурсов в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР» по созданию в образовательных учреждениях летописей школ, комсомольской и пионерской организаций, населенных пунктов, колхозов и совхозов, промышленных предприятий. Всестороннюю помощь оказывал школам в создании музеев, обновлении экспозиций ранее созданных музеев, ставших центром идейно-политического, патриотического и нравственного воспитания школьников. При его личном участии создано девять туристских баз в районах и городах Брестской области, подготовлено к открытию две городские станции юных туристов. Он постоянно работал над подготовкой туристских кадров для турбаз, расширением сети кружков, над укреплением материально-технической базы.

Владимир Антонович Пруделюк являлся первым в области по развитию спортивного ориентирования на местности, по созданию первых спортивных карт (созданные им карты вы можете видеть в нашей музейной экспозиции), был первым председателем Областной федерации по ориентированию  со дня образования областного совета по туризму и экскурсиям. Ему присвоена квалификация Судьи республиканской категории по туризму, инструктора пешеходного туризма. Являлся главным судьёй  Всесоюзного финала военно-спортивной игры «Зарница», на республиканских туристских слетах пионеров и школьников, участник проведения трех Всесоюзных слетов пионеров и  школьников, получивший высочайшую оценку за организаторские способности.

На витринах вы можете видеть многие из  наград Владимира Антоновича. Пруделюка.

Становление Марии Арсентьевны Кравец (первым директором турбазы в Пинском районе), как туриста-профессионала проходила под четким руководством Пруделюка Владимира Антоновича.

Турбаза в Пинском районе открыта в 1 июля 1983 года.

Под неё было выделено  здание бывшей Ставокской школы, виды которой вы можете видеть на нашей экспозиции, а также одну из первых вывесок, красовавшихся на здании турбазы.

Начинала работу молодой директор с пятью кружками, к 2000 году их было тридцать пять, а уже к 2011 – 45-46.

Мария Арсентьевна Кравец - участник всевозможных областных и республиканских курсов повышения квалификации инструкторов школьного туризма, директоров турбаз, где  практической частью было прохождение многодневных  туристских маршрутов по Беларуси, а также походы 1 и 2 категории сложности по Западному Кавказу и в районе гор Карпат.

Набираясь опыта, Мария Арсентьевна несла его в педагогические коллективы, обучала педагогов, которые в свою очередь передавали знания другим педагогам, учащимся. Так была построена в Пинском районе туристско-краеведческая работа, а затем - и экскурсии стали практиковать. Дальние экскурсии с большими группами учеников совершались в Ульяновск, Киев, Одессу, Симферополь, Москву и другие города СССР. Проводились многодневные экскурсии и походы по местности и городам Белоруссии с посещением историко-культурных памятников и  памятных  мест. Под руководством М.А.Кравец и  первых  педагогов-туристов -  Сергеюка Анатолия Николаевича, Великанова Евгения Геннадьевича, Юхника Александра и многих-многих других туристов-педагогов Пинского района организовывались и совершались походы с учениками в горы Карпаты, в Крым и по местности, составлялись отчеты, некоторые из них представлены на нашей экспозиции.

За  тридцать три года, которые посвятила М.А.Кравец развитию детского туризма и краеведения в Пинском районе, её добросовестный труд многократно отмечался грамотами и дипломами разных ведомств и организаций, а в 2011 году была удостоена нагрудного знака «Отличник образования», которые также представлены в музейной экспозиции.

Реб.Ля турасцкага кастра

Любіць грэцца дзетвара.

Вас сардэчна запрашаем:

Пакаштуйце з мятай чаю!

В музейной экспозиции представлены стенды,  на которых изображены типы костров и способы укладки туристского рюкзака,   с основными туристскими узлами, которые используются и сейчас в туризме…

Брамшкотавы, прамы, васьмёрка –

Марскія, хаця мора няма ў нас.

Вузлы мы вяжам на вяроўках

І можам даць вам майстар-клас!

туристский быт представлен предметами некоторого личного и группового туристского снаряжения, чучелами птиц, с которыми можно встретиться в походах по Пинскому району.

 

Краязнаўства.

1 экскурсавод:

Сціплы, добры і гасцінны народ Пінскага Палесся. Сенняшняе наша падарожжа  -  у незусім звычайную беларускую хатку. Запытаеце, у чым яе незвычайнасць?! І мы вам адкажам, што у гэтай хатцы змешчаны прадметы сялянскага быту і часцінка душы вяскоўцаў не з адной толькі весачкі, а з усяго Пінскага раёну. А сабралі гэтыя прадметы нашы юныя краязнаўцы разам са сваімі педагогамі, што займаюцца турысцка-краязнаўчай работай на базе сваіх устаноў адукацыі.

Ітак, давайце зазірнем у хатку і на яе падвор’е.

2 экскурсавод:

У любым з населеных пунктаў Пінскага раёна ў сялянскай хаце куточкам храма было Покуцце, або Чырвоны кут. У верхняй яго часцы – абразок, упрыгожаны вышытым або саматканым рушніком. Звярніце ўвагу, абраз нібы злучае дзе сцяны – гэта сімвал адзінства паміж раднёю мужа і жонкі. На покуцці – дубовыя стол і лавы, над сталом лампа-газніца, якая запальвалася увечары.

1 экскурсавод:

Падлога сялянскай хаты была ўпрыгожана саматканымі ходнікамі. У хаце абавязкова быў кухар, дзе змяшчалася адзенне, пасаг дзяўчыны і іншае дабро. У кухары быў невялічкі аддзел, дзе захоўвалася аддзенне для пахавання гаспадароў і шмат іншага дабра.

2 экскурсавод:

Добрую палову хаты займала царыца-печ, у якой гаспадыня павінна была яшчэ да ўсходу сонца згатаваць абед. А ля печы, вы ўбачыце розныя прыспасабленні, што былі памочнікамі гаспадыні: “чыгуны, горшкы, гладышкы”, а таксама “вылкы і чэпліі”.

1 экскурсавод:

Канешне, што ніякі абед не абыходзіўся без хлеба, які гаспадыня выпякала сама. Але перш, чым хлеб трапляў на стол, ён праходзіў складаны шлях. У гэтым куточку сабраны рэчы, якімі карысталіся сяляне для вырошчвання і апрацоўкі хлеба. З сявенькі жменя зерне, на кожны крок,  адпраўлялася ва ўзгараную зямлю. І толькі праз год жыта жалі “сэрпамы”, потым вязалі снапы, пасля снапы малацілі і правявалі і толькі потым малолі муку з дапамогай жорнаў.

У дзежках на заквасках, бо дражджэй не было, замешвалі цеста. І толькі тады на лапатах устаўлялі ў печ хлеб.

2 экскурсавод:

Для жыцця, чалавеку яшчэ была патрэбна вопратка, асноўным матэрыялам для вырабу якой служыў лён. Апрацоўку ільну і вырабы з яго выраблялі ўручную з дапамогай такіх прылад, як: сукало, мотало,  праснак, ткацкі станок.

1 экскурсавод:

Звярніце увагу на невялічкі стэнд “Прадоўжылі справу дзядоў”, які мы пачалі афармляць. Тут вы ўбачыце, што сапраўды немодныя рамёслы прадаўжаюць жыць, дзякуючы, парою, нават вельмі маладым людзям.

2 экскурсавод:

Тут вашай увазе прадстаўлены фотаздымкі людзей, што займаюцца лозапляценнем, саломапляценнем, вышыўкай, ткацтвам, вязаннем лапікавых лялек, ганчарнай справай.

Знаемства з прадаўжальнікамі традыцый працягваюцца, а таму гэты стэнд будзе папаўняцца экспанатамі…

Реб. Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!

І ўклад у гісторыю ўнесці бяруся,

Бо ведаю край свой – радзіму малую,

І росквіт яе мяне вельмі турбуе.

 

 Реб.Традыцыі продкаў хачу захаваць я,

Каб мелі нашчадкі пра іх уяўленне,

Пра мудры народ мой, багаты духоўна.

Праз гэта ідзе і маё станаўленне.

 

 

1 экскурсавод:

Глуха стогне зямля… І хоць даўно зарыты акопы - раны зямлі, у цішыні жыцця ціха плача голас вайны. У кожнай весачцы, населенным пункце вайна пакінула свой крывавы след. Помнікі, абеліскі магілы вядомых і невядомых герояў – ёсць цяжкі ўспамін пра Вялікую Айчынную вайну.

Людзі каралеўскімі замкамі ганарацца, саборамі…

Мы – зямлей партызанскаю,

Перамогай над ворагам.

2 экскурсавод:

Мы, турысты-краязнацы, праходзячы маршрутамі Вялікай Айчынай вайны збіраем інфармацыю, вывучаем лёсы герояў, што ахвяравалі свае жыцці ўзамен на мір і наша з вамі спакойнае існаванне. А таксама тых, хто вярнуўся с той вайны з Перамогай.

1 экскурсавод:

На гэтай вялікай карце турысты-краязнаўцы адзначаюць пройдзеныя маршруты, а пра цікавыя аб’екты, людзей, што сустрэлі на іх, пішуць у справаздачах, каб кожны жадаючы змог прайсці тым жа шляхам пры жаданні.

 

Реб.Час настаў нам развітацца.

Госці, паважаныя, бывайце!

Пра краязнаўства і турызм не забавайце!

Свой родны край шануйце, зберагайце!